Уполномоченный по правам ребенка выступает в качестве посредника(медиатора) в урегулировании спора в случае обращений граждан, которые не могут примириться с ситуацией, решением должностных лиц. Как возникают такие случаи?

В первую очередь, когда должностные лица превышают полномочия, ставя цель, отражающую не интересы ребенка, а гарантирующую спокойствие при осуществлении трудовой деятельности или даже собственные амбиции.

Приведу пример. Окончивший 9 классов несовершеннолетний разместил на одном из общедоступных сайтов свое мнение об учителях, образовательном процессе в своей школе. При этом некоторым педагогам даны отрицательные характеристики. Познакомившись с этой публикацией, директор школы отказала ребенку в поступлении в 10 класс, найдя формальный повод, но высказав соображения, что ее не поймет коллектив, если она позволит мальчику продолжать обучаться в школе.

Для урегулирования ситуации мы вместе с ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних посетили образовательную организацию. В разговоре участвовала мама ребенка, директор, завуч. Продолжительные эмоциональные переговоры неоднократно заходили в тупик из-за нежелания администрации школы примириться с мнением ученика, стремлением наказать его.

Роль посредника состояла в том, чтобы разделить эмоцию и требования законодательства, применимые в данной ситуации. Законные основания для отказа в поступлении ребенка в 10 класс отсутствовали. Кроме того, детально рассмотрев высказывания ребенка, директор подтвердила, что по содержанию они правдивы, но по форме обидны. С целью снятия психологического барьера между администрацией и семьей ребенка мама письменно принесла извинения за  действия сына, которые нанесли обиду педагогам.  Мальчик продолжил обучение в данной образовательной организации.

Мог ли данный конфликт быть урегулирован без посредников? В каждой школе есть комиссия по урегулированию конфликтов, но в данном случае дело касалось выпускника, администрация школы решила прекратить ситуацию отчислением. Крайне неверная позиция руководителя.

Другой случай, когда не сработала внутришкольная медиация. Мама школьницы обратилась к администрации с жалобой на то, что классный руководитель относится к ребенку предвзято. Заявление рассмотрено школьной службой примирения, маме дано отрицательное заключение. При повторном рассмотрении вопроса, уже с участием уполномоченного по правам ребенка выяснилось, что возглавляет комиссию именно тот педагог, на которого поступила жалоба. Как говорится, без комментариев.

Практика деятельности уполномоченного позволят сделать вывод о том, что в большинстве образовательных организаций конфликты заканчиваются выходом одной из сторон из ситуации, а не достижением примирения. Перевели ребенка в другой класс, поменяли классного руководителя, отправили на домашнюю форму обучения и т.д.

Почему это происходит? Трудно найти в школе человека, в беспристрастность и незаинтересованность которого верят обе стороны. Конфликтом обычно «руководит» представитель администрации, которая склоняет стороны к правильному, по ее мнению, решению, следовательно, результат может не удовлетворять требованиям сторон. При решении спора чаще обращаются к опыту, а не законным основаниям. «У нас так принято» - не только не является аргументом, но наоборот ведет к разжиганию недовольства.

Любые переговоры – это система допустимых для сторон уступок. Однако в споре, где фигурируют дети, чаще эмоции превалируют над рациональным подходом, и стороны не видят путей отступления без потерь для своей значимости. При кажущейся похожести конфликтов их решение может лежать в различных плоскостях, шаблонные меры приводят также к затягиванию спора и перевода его на другой уровень рассмотрения.


 Алена Лопатина, уполномоченный
по правам ребенка в Курганской области


Для справки:
Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.

Принципы медиации:

  • добровольность;
  • равноправие сторон;
  • нейтральность, беспристрастность медиатора;
  • конфиденциальность.