Интерактивная технология с элементами правового просвещения, направленная на профилактику деструктивного и девиантного поведения подростков

Идея:

Алена Лопатина, Уполномоченный по правам ребенка в Курганской области

Разработка:

Алена Лопатина, Татьяна Рымар

Сопровождение и внедрение:

Изготовление и распространение игры: АНО "Социальное метро"

Напольная игра "Социальное метро" предназначена для лиц старше 14 лет и не входит в
перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, декларированию соответствия,
утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 N 2425

Актуальность:

«Социальное метро» - не только технология, позволяющая донести необходимую информацию в игровом процессе, но интерактивная форма проверки знаний, возможность создания в коллективе атмосферы творческого поиска ответов на поставленные вопросы.
Разработчики игровых модулей предусматривают разную сложность вопросов, подобранных в развитии тематически разделов.
«Социальное метро» - это совместные действия по поиску правильных ответов, выполнение командных заданий, а также коллективное движение к цели.
Игровые модули разработаны в соответствии с актуальными для изучения темами: правовые вопросы чередуются с бытовыми и социальными, кроме того, включены задания с долей юмора, позволяющие оживить игровую атмосферу.

Эффективность деятельности органов системы профилактики подростковой преступности характеризуется нестабильными показателями, в том числе, в силу того, что объект влияния – несовершеннолетние неохотно усваивают информацию профилактического характера. Мероприятия, направленные на просвещение детей в сфере сохранения здоровья, формирования навыков правопослушного поведения в массе своей не вызывают интереса несовершеннолетних. Тема межполовых отношений сложна для обсуждения в детских коллективах, современные риски в сети Интернет не нашли еще должного отражения в воспитательной работе. В связи с этим возникла идея создания игровой технологии, включающей в себя элементы правового просвещения, контроля знаний, тренировки работы в детском коллективе.

Цель:

Цель игры изучение и/или закрепление знаний подростков о вопросах жизни в обществе, обеспечении мер собственной и общественной безопасности.
Технология позволяет в сжатые сроки, дать знания, проконтролировать усвоение, при необходимости повторить пройденный материал в  отдельном коллективе подростков по определенной тематике.

Особенность технологии в интенсивности, отсутствии назидательности, вариативности изучения тем (применения для наиболее актуальных в регионе или коллективе вопросов).

Напольное игровое пространство решено в виде схемы движения метрополитена. Каждая «ветка» выполнена в своем цвете и предполагает одну из игровых тем: «Безопасность», «Вредные привычки – полезные увлечения», «Несовершеннолетние и закон», «Взрослые вопросы».
Названия «станций метро» подобраны с целью напоминания позитивных и важных для общества качеств характера и явлений.

Эффективность технологии зависит от количества игровых случаев, подбора вопросов, соответствующих запросу организаторов, качества озвученных правильных ответов.

Целевая группа участников:

    Дети, старше 14 лет
    Родители (в том числе смешанные группы детей и родителей или семей)
    Смешанные группы детей и педагогов.

Количество участников от 4 до 40.
В случае более массовой организации необходимы дополнительные ресурсы для обеспечения включенности зрителей и болельщиков.

Область применения:

Технология может быть востребована специалистами, работающими в сфере образования, социальной защиты, молодежной политики, отдыха и оздоровления детей и молодежи, библиотеках, центрах временного содержания несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, школах замещающих семей.

Ресурсное обеспечение:

Время необходимое на единовременное проведение игры 40 - 45 мин. Повторная игра сокращает затраты времени до 25 мин.
Требований к помещению нет. Игра может быть проведена на открытой площадке, классе спортивном зале и пр.
Специальное кадровое обеспечение технологии не требуется. В роли ведущего может выступать педагог, социальный работник, психолог, вожатый, специалист по работе с молодежью, инспектор по делам несовершеннолетних, библиотекарь и пр.

Алгоритм действий предусматривает:

  •     организацию игрового пространства;
  •     определение приоритетности тем;
  •     деление на команды, определение капитанов;
  •     объяснение правил игры;
  •     организацию игрового времени;
  •     подведение итогов (обратную связь)

Методическое обеспечение технологии:

  1.     Правила игры
  2.     Карточки с вопросами и ответами
  3.     Напольное, настенное или настольное игровое поле.
  4.     Кубики