Казалось бы – ничего нового! Игра – бродилка: бросай кубики – двигайся к цели, опережай соперников… Игры, где условием передвижения является правильный ответ – тоже не новость, что же отличает «Социальное метро» от всего, что уже известно в педагогическом сообществе?


«Социальное метро» обладает всеми признаками педагогической игровой технологии, ее задача превратить  процесс усвоения знаний в увлекательное действие, коллективный творческий поиск ответов на вопросы, преодолеть психологическое сопротивление, которое испытывают педагоги  при проведении с обучающимися бесед, лекций по вопросам, связанным с социальным взрослением личности, адаптации к новым условиям и повторении тем, которые являются «прописными истинами».

Технологичность игры в том, что способ решения задачи для любой возрастной, социальной группы, в том числе и смешанного состава игроков, будет одиноко прост, организация игрового пространства не зависит от места, правила выполнимы при любом качественном составе игроков, технология адаптируется для лиц с ограниченными возможностями здоровья, подходит для изучения любых тем.

Практика проведения игр по технологии «Социальное метро» показала, что командное решение – самое оптимальное. К социальным играм относятся те, что, направленны на социальное взаимодействие, для достижения общих целей.

Во-первых, снимаются вопросы лидерских амбиций, т.к. оговаривается возможность смены капитана при особой игровой ситуации. Во-вторых, при коллективном принятии решения степень ответственности каждого игрока снижается, что позволяет избегать формирования «комплекса ошибки». В- третьих, игровой азарт в микроколлективе становится дополнительным стимулом для поиска правильных ответов на вопросы.

С чего начинается игра?

Игра начинается с разделения на команды и озвучивания правил и условий победы. Важным для начала игры этапом является определение первого хода. В качестве жребия могут быть использованы кубики. В начале игры команды выбирают крайнюю станцию любой ветки (не более одной команды на каждой).

Для чего используются особые кубики?

Технология может быть реализована вообще без использования кубиков. В таком случае у игроков будет возможность ответить на максимальное количество вопросов, двигаясь на один шаг после каждого правильного ответа. Однако, в игре всегда важен момент неожиданности, спонтанности, который вносит непредсказуемый результат сброса кубиков. В результате сбрасывания двух кубиков деления, которых отмечены цифрами от 0 до 2, дают возможность вариативности хода от 0 до 4 шагов, что позволяет выбрать маршрут следования, менять его по ходу игры, создавать «неудобные» ситуации для соперников. Правилами предусмотрена ситуация, когда дважды одним игроком выбрасывается 0, при приближении к финишу, позволяется использовать один кубик, что вносит в игру дополнительный интересный момент.

Зачем в центре игрового пространства круг окрашен в цвет, отличный от всего поля?

Внутри кольцевой линии располагается «творческий» круг. Каждое название станции внутри него (в отличие от внешних) имеет «говорящее» название. «Поэтическая», «Музыкальная», «Танцевальная», «Мимическая» - каждая из них решает задачу переключения внимания с интеллектуального поиска на  другой вид деятельности, снятия напряжения, эмоциональной разрядки. По решению ведущего задания могут быть для команды или для всех играющих.

Когда заканчивается игра?

Разработчиками предлагается два варианта окончания игры. Первый – до первого победителя, т.е. правильно ответившей команды на «конечной станции». Второй – более длительный и предпочтительный, т.к. игра решает задачу широкого охвата материала, в этом варианте первая, достигнувшая «конечной станции» команда становится экспертами и подключается к поиску правильных ответов другими командами. В случае затруднения с ответом в любой из команд, эксперты могут дать свой ответ, их правильный ответ будет засчитан в пользу играющих .