Психолого-педагогическая игра «Гардероб семейных отношений»

Игра «Гардероб семейных отношений» разработана уполномоченным при губернаторе Курганской области по правам ребенка и руководителем кризисного отделения ГБУ «Курганский центр социальной помощи семье и детям» как один из ресурсов коррекции детско-родительских отношений. Психологическая-педагогическая игра, может быть применена, как экспресс метод и в формате аутрич-работы психологами и специалистами по социальной работе.

В основу игры положена концепция трансактного анализа Эрика Берна, предусматривающего три эго – состояния личности. Основным действующим лицом игры является участник, демонстрирующий  быстрые решения – реакции на предложенные ситуации с участием несовершеннолетнего. Роль ведущего вспомогательная и разъяснительная. Варианты проведения игры: групповой и индивидуальный. 

Итогом игры разработчики видят понимание участниками своих решений и реакции в отношении поведения ребенка, умения видеть варианты поведенческих реакций и корректировать их в зависимости от актуальных ситуаций.

 В игровой набор входят:

1. Кукла, изображающая маму.

2. Колода жизненных ситуаций, предполагающих варианты поведенческих реакций.

3. Набор изображений одежды трех цветовых гамм с надписями вариантов реакций взрослого.

Количество наборов изображений одежды должно совпадать с количеством игроков. Каждая цветовая гамма соответствует одному из трех эго – состояний: сине-зеленая – позиция «Я-взрослый», красно-оранжевая – позиция «Я-родитель»,  желтая – «Я-ребенок». Пояснения по цветам ведущий дает в конце игры.

В ходе групповой игры перед ведущим стоят следующие задачи:

1. смоделировать игровые конфликты в семье с помощью колоды жизненных ситуаций;

2. визуализировать комбинации поведенческих реакций родителей с помощью набора изображения одежды;

3. создать условия для самоанализа баланса отношений между  тремя аспектами своего «эго»;

Ход игры:

Ведущий, показывая куклу, разъясняет, что задача участников игры подобрать для «мамы» подходящий под различные жизненные ситуации гардероб из имеющихся у каждого набора карточек. Для определения первой и последующих ситуаций ведущий пользуется методом случайного выбора  карточки из колоды. Игроки оценивают ситуацию с позиции «мамы» и подбирают одежду для куклы с соответствующими надписями. Далее игроки по очереди  озвучивают выбор. Затем ведущий предлагает отложить выбранные карточки в «гардероб» (в сторону).  Этот этап игры повторяется от 3 до 5 раз, что позволяет игрокам проанализировать комбинацию выборов (транзакций) преобладающих у родителей в детско-родительских отношениях. 

На итоговом этапе игроки оценивают выбранный «гардероб» с помощью разъяснений ведущего о соответствии эго – состояний цветовой гамме одежды. Анализ выборов демонстрирует на сколько сбалансированы типичные поведенческие реакции родителей в конфликтных, кризисных ситуациях и отражают эго-состояния личности,  взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество  жизни и общения. Комбинации выборов участника отражают привычные и приемлемые для него реакции и формы поведения, что даёт возможность проанализировать баланс эго-состояний личности игроков. 

 

В помощь ведущему.

1.В состоянии «Я-Родитель» человек демонстрирует поведенческие реакции своих родителей или авторитетных людей. Человек, в состоянии которого преобладает такая позиция чаще всего старается держать ситуацию под контролем, диктует окружающим свои принципы. Винит себя в том, что не справился с воспитанием, т.к. склонен искать в своем поведении отклонения от своих же правил. Другая крайность — гиперзабота и родительские обиды на несогласие с его позицией и требованиями. Кроме того в состоянии Я-родитель человек неоднократно возвращается к ошибкам ребенка и жестко указывает на них, подчеркивая свою правоту.

2. Состояние  «Я – Ребенок» характеризуется высокой импульсивностью и демонстрацией эмоций, чувств. В трудных ситуациях человек в эго-состоянии «Я - Ребенок» склонен драматизировать ситуацию или наоборот недооценивать ее серьезность, искать виновного, но не причину и не выход.

3. Находясь в состоянии «Я-Взрослый» человек  ищет логическое объяснение причинам и следствию, склонен к анализу, рассуждениям, при этом оценивать ситуацию в основном объективно. В таком состоянии человек принимает на себя ответственность за решение ситуации ищет реальный выход с привлечением имеющихся ресурсов.

 

 

ОТЗЫВЫ "Гардероб семейных отношений".

Светлана Краснобаева, специалист по молодежной политике Лебяжьевского района Курганской области:

- На одном из областных семинаров с коллегами- специалистами по молодежной политике нам показали одну из интерактивных форм работы с родителями - игру "Гардероб семейных отношений". Погружение в игру заставляет прежде всего задуматься о своем понимании родительской ответственности за будущее своего ребенка. Играя, мы сначала выбирали карточки с ответами по собственному желанию и пониманию, но после разъяснений психолога, все участники, ломая свои представления, начали подбирать ответы, которые принесут на практике больше пользы. Конечно, это игровая ситуация, но когда ты видишь результат своих решений со стороны, можно многое исправить. Игра нужная и полезная.  Это некая остановка для родителей, чтобы подумать  - а правильно ли я все делаю.

 Ольга Куликова, специалист студенческой организации Курганского государственного университета:

- Удивительно,  10 минут игрового времени и пришло четкое понимание, что реагировать в бытовых ситуациях на поведение ребенка можно по-разному. Мой сын почти взрослый и мы пережили разные моменты, в том числе, которые приводились в пример в игре «Гардероб семейных отношений», никогда не задумывалась, как моя реакция может повлиять на ребенка и его воспитание… Студенты, которые играли вместе с нами тоже сделали для себя много открытий, пусть им предстоит только стать родителями, но, думаю, осознать , возможность управлять собой и значит ситуацией, очень полезно.

Контакты

Официальный представитель игры "Социальное метро"

ООО "Научно-производственная фирма "Экспресс Информ""

  • Адрес : г. Курган, Тобольная 54
  • Tel: +7-912-835-66-06
  • Tel: +7-352-255-66-06
  • Tel: +7-912-979-00-11
  • Email: tatrymar@yandex.ru
  • skype: tatrymar
Top